Централизованный экзамен. История Беларуси: сборник тестов, 2025 год. Вариант 1.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 1:30:00 |
Определите правильно утверждение относительно социально-экономического развития белорусских земель в IX — середине XIII в.:
Определите памятник письменности X —XIII вв. на белорусских землях:
В Великом Княжестве Литовском (ВКЛ) в XV — первой половине XVI в. в политической жизни господствовали:
В XIV —XV вв. представитель великого князя литовского, который наделялся административно-хозяйственной, финансовой, судебной властью на территории бывших самостоятельных княжеств, —
В изобразительном искусстве ВКЛ в XVII — первой половине XVIII в. закрепился стиль:
Социально-экономическое положение ВКЛ в первой половине XVIII в. характеризовалось:
В первой половине XIX в. царское правительство на белорусских землях проводило курс на постепенное возвращение в православие:
Взыскание с крестьян выкупных платежей, предусмотренных аграрной реформой 1861 г., продолжалось до:
В конце XIX в. сельское хозяйство белорусских земель переориентировалось на:
Алоиза Пашкевич (Тётка) является автором:
Определите один из итогов Октябрьской революции 1917 г. на белорусских землях:
Введение всеобщей трудовой повинности является мероприятием:
Определите правильное утверждение относительно нацистского оккупационного режима на территории БССР в 1941-1944 гг.:
Период второй половины 1950-х — первой половины 1960-х гг., связанный со смягчением политического режима после смерти И. Сталина, с постепенным преодолением культа его личности и началом частичной реабилитации пострадавших от политических репрессий, — это:
Модель экономического развития, при которой сосуществуют государственный и частный секторы экономики, а государство играет определяющую роль в регулировании экономических процессов и формировании условий для обеспечения потребностей населения, — это:
Установите соответствие.
Историческая личность | Характеристика |
---|---|
A) Б. Тарашкевич Б) Я. Купала B) А. Адамович Г) М. Танк | 1) автор поэмы «Нарочь» 2) автор произведения «Хатынская повесть» 3) автор пьесы «Разоренное гнездо» 4) автор первой «Белорусской грамматики для школ» |
Референдум, на который был вынесен вопрос о переносе Дня Независимости с 27 на 3 июля, состоялся в ____ году.
В задании ответ запишите цифрами. Например: 1600.
Ответ:
В первобытном обществе коллектив людей, которые жили отдельными семьями и занимались главным образом сельскохозяйственным трудом, — это ____ община.
В задании дополните предложение. Ответ запишите словом в той форме, в которой оно должно быть употреблено в предложении.
Ответ:
Установите последовательность событий произошедших в XIV-XVIII вв.:
1) создание «Судебника Казимира»;
2) антиуниатское восстание в Витебске;
3) создание Эдукационной комиссии в Речи Посполитой;
4) битва на р. Синие Воды(Синяя Вода) между войском Ольгерда и татарами;
5) битва под Клецком между войсками ВКЛ и крымскими татарами.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 12345.
Ответ:
Установите последовательность событий, произошедших в период Великой Отечественной войны:
1) крупнейшая диверсия времен Второй мировой войны на железнодорожной станции Осиповичи;
2) создание Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД);
3) создание первого партизанского отряда;
4) проведение Белорусской наступательной операции «Багратион».
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 12345.
Ответ:
Определите причины сближения ВКЛ и Польши во второй половине XIV в.:
1) стремление князя Ягайло укрепить свою власть в ВКЛ;
2) наличие общего врага — Тевтонского ордена;
3) стремление ВКЛ распространить православие на польские земли;
4) стремление Польши распространить католичество на литовские земли;
5) стремление Польши объединиться с империей Габсбургов.
В задании ответ запишите цифрами. Например: 12 или 123.
Ответ:
Прочитайте выдержку их «Хроники Быховца».
«...Князь великий Витовт послал своих послов в Великий Новгород и Псков, чтобы его господарем своим считали и дань ему давали... Но новгородцы и псковичи... дани давать не хотели. И князь великий Витовт собрался... пошел по земле Новгородской и Псковской, опустошая, сжигая, забирая в плен.
На другой год пошел князь великий Витовт под города псковские... Псковичи, желая, чтобы Витовт больше их земле не вредил, прислали своих послов к великому князю Витовту, соглашаясь, чтобы он господарем у них был, желая слушаться его, дань ему каждый год давать и наместника его у себя иметь. И князь великий посадил наместником у них князя пинского Юрия... Новгородцы, видя то, что псковичи Витовту сдались и наместника его приняли, и не желая больше терпеть вреда от него в земле своей, послали к нему послов своих, подавшись ему на службу и подати давая, и, как псковичи, господарем его иметь пожелали. Князь Витовт поставил у них наместником шурина своего князя Семёна Гольшанского, прозванного Лютым. И давали новгородцы дань князю великому каждый год… А псковичи давали половину того, что новгородцы, как золотых и лошадей, так и зверя мохнатого...»
Используя выдержку, определите правильные утверждения:
1) в Новгороде наместником Витовта стал князь пинский Юрий;
2) Витовт пошел походом на псковские земли;
3) в Пскове наместником Витовта стал князь Семён Гольшанский;
4) дань псковичей составляла половину того, что платили новгородцы;
5) Витовт подчинил Псков и Новгород дипломатическим путем.
В задании ответ запишите цифрами. Например: 12 или 123.
Ответ:
Определите правильные утверждения, используя картосхему «Войны с Российским государством в первой половине XVII в.»:
1) Смоленск был захвачен войсками Российского государства в 1611 г.;
2) Чернигов и Белая отошли к Речи Посполитой в 1618 г.;
3) Смоленск отошел к Российскому государству в 1634 г.;
4) Деулинское перемирие было подписано в 1634 г.;
5) Российское государство вернуло в 1634 г. часть территорий, отошедших к Речи Посполитой в 1618 г.
В задании ответ запишите цифрами. Например: 12 или 123.
Ответ:
Для социально-экономического развития развития белорусских земель в первой половине XIX в. были характерны:
1) строительство железных дорог;
2) проведение инвентарной реформы;
3) начало промышленного переворота;
4) упадок торговли;
5) строительство речных каналов.
В задании ответ запишите цифрами. Например: 12 или 123.
Ответ:
Определите правильные утверждения относительно проведения городской реформы на белорусских землях во второй половине XIX в.:
1) проведение реформы было начато в 1870 г.;
2) в ходе реформы вводились новые органы городского самоуправления;
3) правом голоса на выборах в органы самоуправления наделялись все жители городов;
4) городские органы самоуправления занимались вопросами народного образования;
5) губернатор и министр внутренних дел могли отменить любое решение органов городского самоуправления.
В задании ответ запишите цифрами. Например: 12 или 123.
Ответ:
Определите характерные черты общественно-политической жизни в БССР в 1920-е гг.:
1) выход БССР из состава СССР;
2) прекращение деятельности политических партий, противостоявших большевикам;
3) постепенное закрепление безальтернативного порядка выборов в органы власти;
4) выполнение коммунистической партией функций органа государственной власти;
5) проведение политики гласности.
В задании ответ запишите цифрами. Например: 12 или 123.
Ответ:
Определите правильные утверждения относительно положения Западной Беларуси в составе Польши (1921–1939):
1) большинство населения было занято в сельском хозяйстве;
2) превращение Западной Беларуси в аграрный придаток промышленных районов Польши;
3) проводилась коллективизация;
4) помещики владели более чем половиной всей земли;
5) осуществлялась форсированная индустриализация.
В задании ответ запишите цифрами. Например: 12 или 123.
Ответ:
Определите характерные черты социально-экономического развития БССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.:
1) высокие темпы развития химической и нефтеперерабатывающей промышленности;
2) проведение коллективизации;
3) увеличение численности городского населения;
4) подчинение экономического развития нуждам оборонной промышленности;
5) разрешение частной собственности на землю.
В задании ответ запишите цифрами. Например: 12 или 123.
Ответ:
Определите характерные черты общественно-политического развития Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. — начале XXI в.:
1) проведение референдумов;
2) существование однопартийной политической системы;
3) определение на Всебелорусских народных собраниях основных направлений внутриполитического развития;
4) отсутствие общественных организаций;
5) отсутствие конфликтов на религиозной почве.
В задании ответ запишите цифрами. Например: 12 или 123.
Ответ:
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
В среднем каменном веке происходил расцвет А) _______ хозяйства. В этот период на белорусских землях появляются(-ется) первые(-ое) Б) _______. В 3-м тысячелетии до н. э. здесь расселяются В) _______ .
Слова:
1) производящее
2) присваивающее (потребляющее)
3) городища
4) постоянное население
5) индоевропейцы
6) германцы
В ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2В3. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Ответ:
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
На белорусских землях в Раннем средневековье проживали три славянских союза племен. На юге Беларуси в бассейне р. Припяти проживали А) ______. Восточные земли Беларуси вдоль р. Сож заселяли Б) ______. Женщины этого союза племен носили В) ____ височные кольца.
Слова:
1) варяги
2) дреговичи
3) кривичи
4) радимичи
5) семилучевые
6) браслетообразные
В ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2В3. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Ответ:
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
В XIV в. в Литве и Беларуси появились А) ______, которых приглашали из Золотой Орды и Крыма для борьбы с немецкими рыцарями. При Витовте на белорусских землях стали селиться Б) ____, которые исповедовали иудаизм и объединялись в кагалы. Также в ВКЛ проживали В) _____, которые вели кочевой образ жизни.
Слова:
1) цыгане
2) евреи
3) русские
4) поляки
5) татары
6) шотландцы
В ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2В3. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Ответ:
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
В ВКЛ основными сторонниками идей Реформации стали представители сословия А) _____. Они поддерживали идею отобрать земли Б) ______ церкви и начали массово переходить в В) ______.
Слова:
1) крестьяне
2) шляхта
3) православная
4) католическая
5) униатство
6) протестантизм
В ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2В3. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Ответ:
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
Белорусские земли в результате разделов Речи Посполитой вошли в состав Российской империи. Большинство магнатов и шляхты присягнули новой власти и получили права(-о) А) _____. Вместе с тем шляхта лишилась прав, которые были у нее во времена Речи Посполитой: права избирать монарха и Б) ______. Новым явлением в правительственном курсе стал «разбор» шляхты, что подразумевало В) ______ в случае отсутствия документов, подтверждающих принадлежность к шляхте.
Слова:
1) российское дворянство
2) исключение из дворянского сословия
3) заниматься сельским хозяйством
4) выселение в Сибирь
5) объединяться в конфедерации
6) отрабатывать барщину
В ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2В3. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Ответ:
Установите соответствие.
Историческая личность | Характеристика |
---|---|
A) окончательное раздробление Полоцкой земли Б) начало княжения Всеслава Брячиславича в Полоцке B) битва на р. Немиге между войсками князей Ярославичей и Всеслава Брячиславича Г) высылка киевским князем Мстиславом в Византию полоцких князей | 1) 1044 г. 2) 1067 г. 3) 1101 г. 4) 1129 г. 5) 1241 г. |
В задании ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В3Г4. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться.
Ответ:
Установите соответствие.
Реформа | Характеристика |
---|---|
A) аграрная реформа — волочная помера Б) аграрная реформа 1861 г. B) столыпинская аграрная реформа | 1) крестьянам предоставлялось право на выход из общины 2) крестьяне переводились с барщины на чинш 3) для крестьян вводилась временнообязанное положение 4) крестьяне окончательно были приписаны к своим земельным наделам |
В ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2В3. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться.
Ответ:
Установите соответствие.
Характеристика | Историческая личность |
---|---|
A) инженер, автор книги «Великое искусство артиллерии» Б) историк, автор «Истории польского народа» B) проповедник, философ, просветитель, который в 1562 г. в Несвиже издал «Катехизис» на белорусском языке | 1) С. Будный 2) А. Нарушевич 3) К. Семенович 4) В. Тяпинский |
В ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2В3. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться.
Ответ:
Установите соответствие.
Историческая личность | Характеристика |
---|---|
A) заключение Брестского мирного договора Б) провозглашение Белорусской Народной Республики (БНР) B) второе провозглашение Социалистической Советской Республики Беларуси (ССРБ) Г) созыв Всебелорусского съезда (I Всебелорусского съезда) | 1) 1917 г. 2) 1918 г. 3) 1919 г. 4) 1920 г. 5) 1924 г. |
В ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б1В2Г3. Помните, что некоторые данные правого ряда могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще.
Ответ: